• Имя:
  • Пароль:
Регистрация Вход

Белорусский рынок «сувенирки» переживает структурные изменения

Дата: 28 апрель 2010
Автор: Marketing.by, Сергей Скороход
Теги: рынок, тенденции

На современном этапе сувенирная продукция - это один из важных элементов маркетинга и выстраивания отношений с целевыми аудиториями компании. В их число попадают как вип-персоны ключевых клиентов компании, сотрудники собственной компании, так и участники массовых промо-акций, презентаций и других мероприятий с участием большого числа людей. Однако, как и вся рекламная индустрия в Беларуси, сектор "сувенирки" испытал на себе все прелести сокращения рекламных затрат.

Как правило, белорусские компании заказывают сувениры для следующих целей:

- проведение рекламных кампаний, акций, игр (раздаточные материалы, массовые сувениры, подарки участникам, персональные подарки, массовые рассылки сувениров);

- продвижение бренда (подарки за покупку, промо-материалы);

- организация форумов, конференций, выставок и других деловых событий, обеспечение протокольных мероприятий;

- стимулирование и повышение лояльности сотрудников (комплименты, подарки по поводу, наградные и памятные знаки, подарки за достижение результата);

- экипировка персонала в соответствии с фирменным стилем (униформа и дресс-код, корпоративная атрибутика, офисные принадлежности);

- мотивационные программы для дилеров, партнеров, оптовиков (ценные подарки за достижение результата, подарки по поводу, сувенирная продукция для продвижения бренда).

Как и другие сегменты рынка маркетинговых услуг, белорусская «сувенирка», безусловно, пострадала от кризиса. По оценкам специалистов, по итогам прошлого года бюджеты компаний в нашей стране на эти цели сократились, как правило, на 30-50%. Соответственно, все игроки в целом и общем недополучили.

Белорусский рынок продажи и изготовления сувенирной продукции находится на стадии развития: по сравнению со странами-соседями. Потенциал роста очень большой. Сегодня, по оценкам Marketing.by, в данном сегменте рынка работает около 60 компаний. Ожидается, что на волне увеличения маркетинговой активности ведущих белорусских компаний в этом году рынок сувенирной продукции может показать положительную динамику по сравнению с прошлым достаточно неприятным для всех годом.

Однако у различных игроков цифры по итогам могут значительно отличаться, что свидетельствует о том, что кризис в этой отрасли еще не закончился.

У ведущих компаний рост продаж может достигнуть уровня 20%. Однако это не есть цифры по рынку в целом. У каждого из ключевых игроков наблюдается своя динамика развития, исходя из конкретной ситуации.

Самая оптимистичная оценка данного сегмента в целом — достичь докризисного уровня, что, по мнению некоторых игроков, вполне реально. С учетом несравнимо низких затрат в Беларуси на данный вид продукции, по сравнению с соседними странами в пересчете на душу населения тренд расширения данного сегмента маркетинговых услуг в Беларуси можно подтвердить.

 

Marketing.by беседует с Александром Дешковцом, управляющим партнером одной из крупнейших компаний на белорусском рынке сувенирной продукции и рекламного текстиля Universal Press®.

— Насколько развит рынок промо-продукции в Беларуси сегодня? Сильна ли конкуренция, какие категории продуктов пользуются наибольшей популярностью?

— Рынок сувениров В2В в Беларуси достаточно развит, и предприятию, имеющему потребность заказать такую продукцию, не составит труда найти квалифицированного подрядчика. В стране представлено большинство европейских и российских каталогов бизнес-сувениров и основных производителей ручек, текстиля, ежедневников и т.д.

Уровень конкуренции оцениваю как умеренный. Наибольшей популярностью в качестве бизнес-сувениров пользуются ручки, кружки, брелоки, бейсболки, майки, ежедневники. Однако все больше клиентов уходят от перечисленного «джентльменского набора», и ассортимент заказываемых ими продуктов постоянно расширяется. В последние годы появились заказы на изготовление сувениров оригинального дизайна.

— На твой взгляд, какой процент рынка занят импортными сувенирами?

— На рынке царит импорт, точными данными о его доле я не располагаю, но могу предположить, что она составляет 90-95%. Лишь отдельные товарные позиции производятся в нашей стране. Это часы, ежедневники, текстильные изделия, значки, офисные принадлежности, но часто соотношение «цена — качество» не в пользу отечественных производителей, к тому же они не обладают достаточной гибкостью относительно сроков и тиражей.

— Пользуются ли промо-продукты спросом? Популярный ли это инструмент рекламы и продвижения?

— Сувенирная продукция — популярный, а главное — эффективный инструмент продвижения товаров, услуг, оживления деловых коммуникаций. Практически все средние и крупные предприятия ее заказывают в тех или иных объемах. Малые предприятия вовлечены меньше, но это и понятно, они располагают ограниченными бюджетами и им приходится выбирать, каким из инструментов, предлагаемых рекламным рынком, в первую очередь воспользоваться.

— С какими трудностями в работе с сувенирами приходится сталкиваться?

— Наверное, основная проблема заключается в том, что на рынке высока доля срочных заказов, то есть клиенты часто не планируют свои потребности в промо-продукции и не обращаются в сувенирные компании заблаговременно, а нам приходится работать на пределе возможностей, чтобы выполнить заказ в срок. Этим же грешат и наши коллеги из рекламных агентств — видимо, от недостатка знаний о специфике сувенирного рынка. Возможности нашей фирмы, благодаря наличию склада в Минске и собственного производства по нанесению логотипов, позволяют выполнять и очень срочные заказы, но хотел бы рекомендовать клиентам обращаться с целью заказа «сувенирки» примерно за месяц до начала события, где она будет распространяться. Это существенно расширит ассортимент продуктов, доступных для заказа.

— Рекламные сувениры — перспективный сектор рынка или, скорее, в ближайшие годы этот сегмент не будет развиваться?

— В целом, потребность в бизнес-сувенирах и промо-продукции растет, расширяется сфера и способы ее применения. Ежегодно появляются десятки фирм, заявляющие основным или одним из видов деятельности сувенирную продукцию. Но рынок еще далек от насыщения, потребление сувенирной продукции в Беларуси на одного жителя примерно в 20 раз меньше, чем в Германии, и емкость белорусского рынка имеет неплохие перспективы роста еще на многие годы.

Сувенирный рынок Беларуси сейчас переживает структурные изменения. Уже сформировалась группа лидирующих на рынке компаний. Их отличают развитые контакты с производителями и поставщиками из Европы, России, Юго-Восточной Азии, наличие значительных складских запасов популярных продуктов непосредственно в Беларуси, собственное производство по нанесению логотипов с использованием различных технологий персонификации.

— Если говорить о направлении рекламного текстиля, то как, на твой взгляд, выглядит рынок рекламного текстиля в Беларуси сегодня?

— Регулярными поставками текстиля с поддержкой локального склада занимается несколько компаний. Среди представленных марок— US Basic, Best in Town, Slazenger, Sol’s, PromoStars, Stedman, Elit-line. Также присутствуют хаотические поставки текстиля других марок и изделий no name. Однако большая часть моделей предлагаемых коллекций рекламного текстиля практически не востребована клиентами. Спрос концентрируется на таких стандартных вещах, как майки, поло, ветровки, бейсболки.

— Какие существуют основные проблемы, с которыми сталкивается этот сегмент рынка?

— Проблемы скорее "технические". Они связаны с достаточно высокими ввозными пошлинами и применяемыми мерами нетарифного регулирования, а также с непризнанием в нашей стране гигиенических сертификатов, выданных за ее пределами, что приводит к существенному удорожанию моделей, прежде всего, нижнего ценового сегмента и, соответственно, снижает к ним интерес потребителей. Это объясняется соображениями защиты белорусских производителей, которые, впрочем, серьезно на рынке рекламного текстиля себя не проявили.

— Каким образом ты решаешь эти проблемы?

— Отдельно взятая фирма никак не может повлиять на точку зрения правительства, а каких-либо серьезных общественных организаций, способных лоббировать интересы игроков сувенирного рынка, в стране не существует. К сожалению, в конечном итоге существующая ситуация сказывается на расходах потребителей рекламного текстиля.

— Каков твой прогноз на будущее по сегменту рекламного текстиля в Беларуси?

— Рынок рекламного текстиля в Беларуси будет расти, как и рынок бизнес-сувениров в целом. Это связано, прежде всего, с присутствующим сейчас явлением «низкой базы», то есть потребление на корпоративном рынке сувенирной продукции в десятки раз ниже, чем в европейских странах. И задача всех игроков сувенирного рынка в стране — продолжить формирование и развитие потребностей клиентов в такой продукции.

 

©2009-2017 ООО «БТН-ИНформ», зарегистрированный знак обслуживания Universal Press® | Бизнес-сувениры, промо-продукция, персональные и VIP-подарки, рекламный текстиль со склада в Минске и по каталогам на заказ. Нанесение логотипов: лазерная гравировка, тампопечать, шелкография, тиснение, термотрансфер, вышивка, деколь, доминг. Рекламная печатная продукция.

220089, г. Минск, ул. Железнодорожная, 27, корп. 1. Тел.: +375 17 2221946, 2263111. E-mail: info@upress.by

Пожалуйста, обратите внимание, этот сайт оптовый и его предложения предназначены только для компаний.